Сахалинский информационно-консультационный Центр религиоведческих исследований
 

В плену языческих "радостей"

Публикации
25 августа 2013 г.

В плену языческих «радостей»


Часто участие в тех или иных «древних» ритуалах рассматривается как простое развлечение, следование традициям народа. Сжигая Масленицу или посыпая рассыпанную соль сахаром, люди и не подозревают, что совершают магический обряд. В данное действо вовлекаются и дети, не только в семьях, но и в школе. В связи с этим, на мой взгляд, назрела необходимость разговора о том, что такое язычество и какие духовные плоды оно несет своим приверженцам.

 

 

Для начала следует напомнить, что язычеством (от слова «языки» — народы) в русском языке называют национальные политеистические (т.е. многобожные) религиозные культы. В религиоведении политеизм – одна из нижних ступеней развития религиозного сознания общества (тем более удивительно, что симпатию к языческим народным верованиям испытывают, как правило, люди образованные, интеллектуалы). Еще одна важная деталь – для того, чтобы задобрить богов, древние язычники совершали человеческие жертвоприношения. Так называемое «умеренное» язычество современности – неоязычество – не избавлено от этого кровавого наследия и, казалось бы, должно было бы только оттолкнуть мыслящих людей от сопричастности такой «традиции», но как бы не так…

 

 

Все, кто побывал на сахалинской достопримечательности останце «Лягушка», так или иначе соприкоснулись с окружившей это место неоязыческой сказкой. Процитирую новость о посещении «Лягушки» читателями библиотеки для слепых в г. Южно-Сахалинске, размещенной на соответствующем сайте:

 

  • «Останец является не просто красивой скалой, а его сущность проявляет себя через три уровня: небесный, наземный и подземный, как и жизненный цикл самой лягушки: рождается в воде, прыгает по земле и зарывается на зиму глубоко в ил»;
  • «Читатели библиотеки решили опробовать целебные свойства реки на себе, самые смелые искупались в холодной воде, другие просто совершили обряд омовения»;
  • «Прикасаясь к камням, читатели специальной библиотеки для слепых загадывали желания, обращались с просьбами и пытались найти ответы на интересующие вопросы».

Вряд ли с такой же легкостью мы с вами приняли бы участие в обрядах известных традиционных религий – буддизма, ислама, христианства. Это серьезно. Это уже решение. Тем и опасно язычество – оно представляется легким, ни к чему не обязывающим развлечением.

 

Россия отказалась от языческой разобщенности и примитивной языческой морали 1025 лет назад, когда при князе Владимире состоялось Крещение Киевской Руси, и основой дальнейшего культурного и цивилизационного развития страны стало христианство. С тех пор остатки языческих представлений о мире в народе называют суеверием – верой «всуе», в пустоту, в ничто.

 

За комментарием по этой теме мы обратились к православному священнику г. Белгорода иерею Сергию Хемий и студенту Белгородской духовной семинарии Дмитрию Гроцкому, которые проходят службу на Сахалине. 

Дмитрий Гроцкий: Эта волна любви к язычеству кардинально отличается от того язычества, с которым боролся князь Владимир в 10 веке. Был тысячелетний разрыв… Современные неоязычники ссылаются на некую Велесову книгу (фальсификация, созданная в прошлом веке), в которой, якобы, содержится информация о языческих праздниках и обрядах, и ориентируются на народные сказки, фольклор. Но все это обрывочные куски. Большая часть представлений о язычестве сегодня окутана ореолом романтики, поиском некой сакральной связи с народным прошлым, псевдопоиском духовности. Но на самом деле это пустышка, завернутая в заманчивый сказочный фантик, на котором сохранились следы древних жертвоприношений. Понять это несложно, если просто почитать религиоведческую и историческую литературу, начать анализировать и рассуждать. Святой блаженный Августин Аврелий сказал однажды: «Разуметь, чтобы верить». Нужно понимать, во что ты веришь, а не бросаться слепо в воду — не исключено, что водоем может оказаться болотом. Духовной пищи в суеверии язычества человек не найдет, а общаться с людьми будет сложнее – не понимая, во что верит, но пытаясь защитить объект поклонения, он перестанет адекватно реагировать на критику, закроется в себе. В большинстве случаев, когда человек увлекается религиозным культом, не включая при этом разум, логику, он попадает в состояние прелести — когда верность выбора определяется только своим личным опытом, чувствами, без сверки с мнением других людей. А дальше хуже – может наступить одержимость.

Иерей Сергий Хемий: Приехав на Сахалин, я посетил одно из самых удивительных по природной красоте мест острова – останец «Лягушка» в районе п. Весточка. И был немало удивлен также обилием проязыческих комментариев, размещенных увлеченными сахалинцами в этом месте. А ведь мы в России – оплоте православия с тысячелетней традицией! Расцвету идолопоклонничества, видимо, способствовали природные особенности останца, что неискушенному туристу могло бы показаться забавным, интересным, увлекательным. Но я — искушенный турист, уже хотя бы потому, что понимаю опасность подобных игр для души человека. Жутко от того, что взрослые и дети, идя по тропе, невольно вместе с авторами посланий начинают обожествлять видимый природный мир, и такое восприятие им кажется естественным и верным. Потом людей незаметно, для развлечения подталкивают к участию в языческих обрядах, вроде празднования Ивана Купалы, и ловушка сработала – человеку уже трудно анализировать то, что принесло столько приятных эмоций, он увлекся, ему кажется, что он обрел некую традицию. На самом деле он обрел суету – ведь все это отвлекает от истинного духовного поиска, работы над собой, внутреннего взросления.

Дмитрий Гроцкий: В истории нашей страны немало примеров духовной несостоятельности язычества (в противоположность огромному сонму святых в земле российской просивших) и самый яркий из них – это жизнь великого князя Владимира. Он, будучи язычником, вел развратный образ жизни: в его гареме было 600 жен, он был агрессивен и жесток – все в соответствии с языческой моралью. С принятием христианства мировоззрение Владимира изменилось на 180 градусов: он прославился многими добродетелями и, прежде всего, своим милосердием, за что современники стали звать его Владимир Красное Солнышко. Давайте следовать примеру великого русского святого и вместо бессмысленного и духовно опасного развлечения языческими обрядами совершенствовать свой внутренний мир и стяжать добродетели.

Анна Делова

Источник: газета «Отражение. Сахалин. Курилы» №11 август 2013


Добавить комментарий

Имя *:

Комментарий *:





Сахалинский информационно-консультационный Центр религиоведческих исследований
телефон: +7 (914) 756-14-96 / схема проезда / mail@stopsekta.ru